• +7 (47376) 5-31-24
Рождественское, Советская ул, 32

Вам знаком книжкин дом


Тема:
 Вам знаком книжкин дом?

(Урок-путешествие)

Цель и задачи: Познакомить с одним из помещений– библиотекой.
Заинтересовать детей множеством и разнообразием книг.
Дать базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности.
Ознакомить с правилами культурного читателя.

Оснащение: 1. Выставка рисунков и поделок юных читателей.
2. Карточки с названиями остановок и терминов.
3. Изображение сказочных героев, сказочного поезда.
4. Пригласительные билеты и проездные билеты для путешествия на специальном поезде.
5. Выставки книг.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Викторовна. Хочу узнать у вас: 
- Вы любите путешествовать?
- Тогда я приглашаю вас совершить путешествие в «книжкин дом». (Даю пригласительные билеты).
- Путешествовать будем на специальном поезде вместе со сказочными героями. (Поезд на тыльной стороне двери).
- Чтобы попасть на наш поезд, необходимо приобрести проездной билет. Но билеты бесплатно не даются. Чтобы его купить, надо отгадать загадку на школьную тему. 

Дом чудес и дом науки,
Как его не назови –
Все равно он очень нужный
И посещать его мы обязательно должны!
(библиотека).

 - Молодцы, ребята! Вы хорошо и правильно отгадали загадку. А главное – дружно. Билеты на поезд у вас на руках, и мы отправляемся в путешествие. Паровоз даёт гудок. Как? ( Ту-у-у!) Отправляемся в интересное путешествие.

 Станция «Творческая».
( На столе выставка поделок и рисунков юных читателей.)

- Внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Творческая». Перед вами поделки и рисунки юных читателей нашей библиотеки. Дело в том, что библиотека часто объявляет творческие конкурсы для детей. Здесь вы видите иллюстрации к различным книжкам, поделки к разным праздникам и др. - Отправляемся дальше.

Остановка «Абонемент».

- Слово «абонемент» имеет много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в толковый словарь. - В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней, но не больше 14, книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать интересные эпизоды, выписывать что-то интересное в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку. Ведь она нужна другим детям. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
А чтобы библиотекарь не забыл, и вы не забыли, какие книги взяли домой почитать, их записывают в специальную карточку, которая называется читательский формуляр. В него будут записывать все книги, которые вы прочтёте за всю вашу жизнь.
- Когда вы научитесь читать, вы придёте ко мне в библиотеку, на абонемент и запишитесь в читатели. Я заведу на каждого из вас формуляр читателя сельской библиотеки.

 Станция «Культура читателя».

- Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут заболеть. А заболев, нуждаются в лечении. Все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем лечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники… Что делать? ( беречь). Правильно, беречь! 

 - А как беречь? Давайте запомним, что с книгами делать нельзя. ( Стенд «Культура читателя»)

 Станция «Читальный зал».

- Читальный зал - это зал, где читают, работают с книгой. Здесь на стеллажах книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари, справочники. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любое время. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса.
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.

- Итак, вы находитесь в помещении, где есть абонемент и читальный зал.
- Как одним словом назвать это помещение? (библиотека)
- Библиотека – это дом книг. «Библио» - по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке много книг, журналов.И всё это называется «книжный фонд». Здесь вы можете встретить самые чудесные книги:

-книжки-панорамы;
- книжки-игрушки;
- книжки-великаны;
-книжки-малютки;

- И чтобы не потеряться в этом море книг, а быстро найти нужную книгу, каждая книга стоит на своём месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

 

 Помощь Незнайке.

Выходит Незнайка

- Ребята, кого вы видите  ( Незнайку)
-Оказывается, он всё время путешествовал вместе с нами. И сейчас хочет что-то сказать мне на ушко. (Делаю вид, что слушаю Незнайку)
-Ребята, Незнайка кое-что не понял, о чём мы с вами говорили, и просит помочь ему разобраться в некоторых вопросах:
1) Как называется помещение, где хранятся книги, журналы, учебники? (библиотека)
2) Сколько залов ( отделений) в библиотеке? ( 2 )
3) Что такое абонемент? ( Где берут книги на дом)
4) Что такое читальный зал? ( Здесь читают и работают с книгами)
5) Чем отличается абонемент от читального зала?
6) Как называется профессия человека, который обслуживает читателей в библиотеке? ( библиотекарь)

- Молодцы! Незнайка благодарит вас за то, что вы ему помогли разобраться, теперь ему тоже всё понятно.

Станция «Почтовая».

- Хотя вы ещё не все умеете читать, многих героев книг уже знаете, т.к. вам читали книжки воспитатели в детском саду, родители и бабушки дома. Так вот некоторые герои книг прислали нам телеграммы, а подписаться забыли. Давайте проверим, знаете ли вы этих героев. (Зачитываю телеграммы)

«Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)

«Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк»

«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)

«От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)


- Молодцы! Вы хорошо знаете героев книг, которые прислали телеграммы.

 А теперь отправимся на станцию «Сказочная».

- Отгадайте загадки о сказках и сказочных героях! ( Загадываю загадки. На каждую отгадку выставляю книжку на полочку.)

1.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?(семеро козлят) 


2.Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса 
Сбежала навсегда. (Мальвина)


3. Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? ( Буратино) 

4. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)

5.Чуть больше ноготка. 
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

6.Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей. (Крот)

7.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.( Красная Шапочка)


8. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

9. Скорей бы приблизился вечер, 
И час долгожданный настал, 
Чтоб мне в золоченой карете 
Поехать на сказочный бал! 
Никто во дворце не узнает 
Откуда я, как я зовусь, 
Но только лишь полночь настанет, 
К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

10. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)


- Посмотрите: мы только что с вами оформили книжную выставку.
- Какое название можно дать этой выставке? ( «Что за прелесть эти сказки!»)

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Я узнала, что вы хорошо знаете сказки. Надеюсь, что вы будете хорошими и активными читателями нашей библиотеки. Я буду с нетерпением ждать, когда вы научитесь читать, и запишитесь в нашу библиотеку. Я думаю, что вам понравилось здесь, в доме, где живут книжки.
А пока до свидания. 
до новых встреч.