• +7 (47376) 5-31-24
Рождественское, Советская ул, 32

Литературный час " Творил для народа и жил для народа!"

«Творил для народа и жил для народа»

О жизни и творчестве Шолохова

 

Урок предназначен для учащихся 8- 10 классов.

Цели и задачи:

- расширить знания учащихся о творчестве и биографии Шолохова;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину;

- приобщать учащихся к миру духовной культуры народа через творческое

наследие великого писателя;

- привлечь к чтению книг М.А.Шолохова.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

О чем поет родник?

Иди узнай, спроси!

- Скажи, где ты возник?

- Во глубине Руси…

Чисты его глаза, звонка родная речь,

Их замутить нельзя,

Их надо нам сберечь!

Я подойду – напьюсь

Из родника воды

И силы наберусь,

Чтоб взяться за труды.

Виктор Боков

У каждого из нас есть своя необыкновенная земля.

Мы взрослеем и мужаем, а она все-таки остается неоткрытой, и каждая

новая встреча с ней дарит нам радость. И каждый раз, прикасаясь губами к

голубым родникам, что питают эту землю, мы не можем утолить жажду.

Потому что она, родная земля, неисчерпаема. Потому что она щедра и дарит

нам силы. Потому что она – мать. Потому что она может обойтись без

любого из нас, но каждый из нас без нее – ничто.

Свидание с родной землей – это большой праздник.

Необыкновенная земля начинается сразу за порогом вашего дома. И на

этой земле мы – не туристы. Мы хозяева. Ни одной стежки-дорожки не берем

мы здесь напрокат – каждая начинается в сердце. Ведь что ни говори, а если

человек не напьется живой ключевой воды из того же источника, откуда

пили его деды и прадеды, трудно будет идти дальше.

Всю жизнь раздвигает человек границы своего мира. Приходит время –

мы отрываемся от родной земли. Уходим, но никогда не прощаемся навеки с

родными местами. И всю жизнь – вновь и вновь – будем возвращаться к тем

родникам, что напоили нас перед большой дорогой.

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами собрались, чтобы

поговорить о - великом писателе М.А. Шолохове и о его

произведениях.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье

служащего торгового предприятия в хуторе Кружилине станицы Вёшенской

Донского округа.

Отец Михаила смолоду работал по найму, мать, будучи дочерью

крепостного крестьянина, оставшегося после «раскрепощения» на

помещичьей земле и обремененного большой семьей, с двенадцати лет

пошла в услужение: служила у одной старой вдовой помещицы.

В самом центре хутора стоял небольшой, крытый чаканом дом, где

родился и провел первые годы детства будущий писатель. Миша рос не один.

В доме с Шолоховым жила многодетная семья родной сестры отца. Миша

крепко сдружился с двоюродными братьями – Сашей и Володей. Миша и его

братья, как и все их хуторские сверстники, были помощниками родителей в

хозяйстве. Отец Михаила брал детей с собой в степь на полевые работы.

Вместе они ездили на мельницу молоть муку, на ярмарки.

А житейского опыта набирались у стариков. Это велось испокон веков:

возле стариков всегда дети. Бывальщины и небылицы, военные истории,

случаи на рыбалке и охоте – все, чем богата хуторская жизнь, рассказывалось

стариками.

Недвижимой собственности отец Михаила не имел и, меняя

профессии, менял и место жительства. Революция 1917 года застала его на

должности управляющего паровой мельницы в х. Плешакове, Еланской

станицы.

В то время Михаил учился в мужской гимназии в одном из уездных

городов Воронежской губернии. В 1918 году, когда оккупационные немецкие

войска подходили к этому городу, он прервал занятия и уехал домой. После

этого продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной

ожесточенной гражданской войны.

С 1920 года, то есть с момента окончательного установления Советской

власти на юге России, Михаил, будучи пятнадцатилетним подростком,

сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого

населения, а потом пошел на продовольственную работу и, вероятно

унаследовав от отца стремление к постоянной перемене профессий, успел за

6 лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком,

учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором,

каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом.

Несколько месяцев, когда не было работы, жил на скудные средства,

добытые временным трудом чернорабочего. Все это время он усиленно

занимался самообразованием.

Ведущий: Большой, а тем более исключительный талант является в

мир литературы со своей наводкой исследующего, творческого глаза, со

своей лепкой слов и образов, своей композиционной мерностью, с

множеством индивидуальных художественных примет, предпочтений, в

целом созидающих неповторимый стиль, за которым отмечается

определенное видение мира, философия человека, природы, истории. И

естественнее всего это видение и эта философия встают как раз через

внимательное всматривание в черты художественных произведений

писателя.

Писать он начал с 1923 года. Как и многие молодые писатели 20-х

годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. В 1924 году

появился его рассказ «Родинка». Потом написал несколько рассказов и в

1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один –

"Лазоревая степь”. Именно в сборник «Донские рассказы» вошло

произведение знакомое всем с детства - «Нахалёнок». В своих

произведениях ему удалось тонко почувствовать и претворить в нетленную

красоту художественного слова неповторимую прелесть донской природы.

Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до

трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или

высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным

переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому

события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были

написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский

максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди

победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на

красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые –

отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого

писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между

родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и

смертью.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая

книга которого публикуется в начале 1928 года. Роман принёс писателю

мировую известность.

Звучит запись песни «Ой, ты пташка, канарейка»

в исполнении ансамбля «Сударушка»

Ведущий: Плавно течет казачья река Дон… Тихий Дон… Дон

Иванович…

Шелестят под ветром вековые вербы. Бестолково гомонят птицы в

утреннем лесу. Сверкают перламутром в тихой заводи водяные лилии.

Переливается разнотравьем степная ширь донская, освещенная ярким

солнцем. А небо - синее-синее. Проплыло облачко. И снова синева

заполонила весь небосвод. А под ним расстилается пышный степной ковер,

расцвеченный всеми цветами радуги. Чуть колышутся белоголовые ромашки,

горят кумачом маки. А вот и василёк подмигивает своим голубым глазком.

Залюбуешься, не оторвёшься от такой красотищи. От края до края,

насколько хватает глаз, волнуется степь ковыльная. Парит в вышине орёл.

Вот и могильный курган, затерявшийся в этом безбрежном серебристом

море. И ещё курган. Много их разбросано временем по родной, немало

повидавшей на своём веку донской земле. И скифская каменная баба тоже

давно вписалась в степной пейзаж.

А величавая река всё катит свои воды. Тянут на зорьке сети рыбаки.

Проплывают баржи мимо хуторов и утопающих в зелени станиц. Вот она,

земля донская! И несется над её просторами песня «Ой ты, кормилец наш,

славный тихий Дон».

Широкая, раздольная, берущая за душу казачья песня. Она пленяет

своей эмоциональностью, чарующей напевностью. В ней и ярко выраженные

боевые традиции донского казачества, и мотивы самоотверженной борьбы за

свободу, и поэзия неповторимой донской природы.

Перелистайте «Тихий Дон», и вы увидите, как ярко, красочно,

поэтично описывает М. А. Шолохов вековечную дружбу казака с песней.

Ведущий: Героический и трагический материал эпохи первой мировой

войны, революции, гражданской войны в России широко и талантливо был

использован Шолоховым в «Тихом Доне». В современной литературе,

пожалуй, нет другого произведения, которое по силе связи его с народным

творчеством могло бы сравниться с «Тихим Доном». Роман населен

множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни,

картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение

бурного десятилетия с 1912 по 1922 годы. Но для создания великого эпоса

Шолохову необходимо было отыскать свой художественный ключ

повествования. И он был найден в думах народных, в старинных казачьих

песнях. Позже о своей работе Михаил Александрович скажет: «Мне не

нужно было собирать материал, потому что он был под рукой. Я не собирал,

а сгреб его в кучу».

Самобытный уклад донских станиц и хуторов веками отбирал и

сохранял истинно народное, мудрое, нестареющее. Сокровищница русского

языка обогащалась здесь исконно живым, искрометным словом,

выразительной энергией, сочным юмором. В полную силу емкое, образное

слово звучало в песенном народном творчестве, в донском фольклоре. Много

прекрасных легенд и преданий живет в хуторах и станицах, любовно хранят

здесь богатое песенное наследство. Песня с детства была спутником

самого писателя. Шолохов не только хорошо знал, но и с увлечением

«играл» их в молодости. Для него как художника песня – самое яркое

средство изображения народной жизни.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной

(Сталинской) премией 1 степени. Этот роман переведен на многие

иностранные языки, получил всемирное признание.

- В 1929 году Шолохов начинает работать над романом «Поднятая

целина». Чутко улавливая изменения, которые происходили в стране, он

воссоздаёт правдивую картину начала коллективизации, борьбы партии и

народа за новую жизнь, за успехи социалистического строительства в

деревне, и связанную с этим перестройку психологии крестьянина. Шолохов

добился этого не только благодаря своему огромному таланту, но также и

тому, что он хорошо понимал смысл происходящих событий, отличал

главное и существенное от второстепенного и случайного в жизни народа.

Ведущий: В Великую Отечественную войну Шолохов был военным

корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его

очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука

ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую

популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. В одной из поездок на

фронт Шолохов чуть не погиб. В начале 1942 года самолёт, на котором летел

Михаил Александрович Шолохов, потерпел катастрофу. Погибли все

пассажиры, чудом выжили лётчик с переломом позвоночника и сам Шолохов

с тяжелейшей травмой головы.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они

сражались за Родину».

 В послевоенные годы писатель отдаёт много времени общественной

деятельности – принимает участие в работе всемирного конгресса деятелей

науки и культуры в защиту мира.

В 1950-е годы работает над продолжением романа «Они сражались за

Родину», публикует рассказ «Судьба человека», в центре которых тот же

советский человек, труженик с Дона, взявшийся за оружие, чтобы, презирая

смерть, освободить родную страну от фашистских захватчиков. В них автор

отразил трагическую историю жизни народа, государства и отдельного

человека.

Незабываемым событием стало присуждение Шолохову в 1965

году Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Вручал её шведский

король Густав VI Адольф.

Присуждение Михаилу Александровичу Шолохову Нобелевской

премии свидетельствует о мировом признании его таланта, о том, что его

книги нашли дорогу к сердцам людей самых разных стран и

национальностей, стали достоянием мировой литературы и мировой

культуры.

Ответным словом звучали такие слова М.Шолохова «Разумеется, я

доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство

радости оттого, что я в какой-то мере способствую прославлению своей

Родины. Это важнее и дороже личных ощущений». Впоследствии Шолохов

эту премию отдаёт на строительство станичной школы.

Евгений Осетров сказал «Когда Шолохов начинал свою писательскую

работу, его сравнивали с молодым орлёнком, только расправляющим

могучие крылья. Теперь мы могли бы сказать, что он парил как орёл высоко

над родной землёй, обозревая её могучим взглядом. Имя Шолохова вечно и

бессмертно. Его книги, прославляющие Родину, народ, будут любимы

всегда».

Ведущий: А сейчас, дорогие друзья, с помощью вопросов я хотела бы

узнать, насколько вы были внимательны на нашем мероприятии.

Вопросы:

- В каком году родился М. А. Шолохов? (1905)

- Где родился Шолохов? (х. Кружилин)

- В каком году вышла его книга «Донские рассказы»? (1926)

- За какую книгу и в каком году писатель получил Нобелевскую

премию? (1965, «Тихий Дон»)

- С чего начал свой писательский путь Шолохов? (фельетоны)

- В чем заключается основной сюжет «Донских рассказов?»

(смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных

братьев).

- Какие события описаны в «Поднятой Целине»? (события

коллективизации)

- В каком романе более 600 персонажей? («Тихий Дон»)

- Какое яркое средство изображения народной жизни использовал

Шолохов в романе «Тихий Дон»? (казачья песня)

- Герой какого произведения Григорий Мелехов? («Тихий Дон»)

- Назовите какие произведения М.А. Шолохова вы уже читали?

- Какие произведения собираетесь прочитать?

На фоне записи песни «Разродимая сторонка» в исполнении ансамбля

«Сударушка»

 Звучит цитата М.А. Шолохова:

«Лучшие сыны человечества, те, кто боролся в прошлом и борется в

настоящем за счастье трудящихся… С детских лет шли к познанию жизни,

общаясь с книгой… Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой! Она

не только ваш лучший друг, но и до конца – верный спутник».

Ведущий: И в заключение мероприятия я хотела бы сказать, что

каждый, кто прикоснётся к истокам творчества М.А. Шолохова, почувствует

величие его мастерства. Его книги несут в себе краски жизни: писатель умеет

рядом с серьезным показать веселое, смешное, что заставляет человека то

улыбнуться, то безудержно расхохотаться. Редкому художнику дано счастье

в творчестве так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что

само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого

Дона. Позже, когда вы прочтете все его произведения, то осознаете

насколько велико и значимо его творчество.

А пока… Открывайте первые его страницы и начинайте читать!!!

Хочется пожелать всем присутствующим «Пусть всё чаще рождается в

вашей душе прекрасный и благородный порыв – погрузиться в мир

произведений Шолохова»