• +7 (47376) 5-33-15
Рождественское, Мостовая ул, 26Б

"Я вернусь!" День памяти Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная

 «Я, конечно, вернусь»

Цель: способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств на примере поэтического и песенного творчества В.С.Высоцкого.

Задачи:

 познакомить учащихся жизнью и творчеством В.Высоцкого;

 определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80–х годов

Форма проведения: литературно - музыкальная гостиная.

На экране портрет Высоцкого, написаны слова «Я, конечно,вернусь».

В центре  - журнальный столик, на котором стоит корзина с цветами, подсвечник со свечой,гитара.

 

Звучит песня «Белое безмолвие» Владимира Высоцкого.

Ведущий 1:

 «Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь босые ноги…»

Эти строки принадлежат В.Высоцкому, с творчеством и судьбой которого мы познакомимся сегодня. Эта встреча не дань моде, а дань памяти. Память о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Памяти В.Высоцкого посвящается…

Владимир Семёнович Высоцкий… Он не вошёл, а ворвался буквально в искусство в начале 60- годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее: физики или лирики? Впрочем, пели и читали все: и лирики, и физики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.

Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визборга и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Его голос звучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали, не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна , а совесть поэта- гражданина, да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой личностью.

Ведущий 2

Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера. Мать любила театр и с самых- самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на сыне увлечение актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил с отцом и мачехой в Германии. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву. Владимир окончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.

Высоцкий выдержал конкурс в школу студию МХАТ и после её окончания стал работать в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. Потом, когда в 1964 году открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, молодой актёр пришёл туда и проработал до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля «Павшие и живые» по пьесе В.Розова Высоцкий вошёл в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актёра в роли Гамлета, Галилея.

Высоцкий играл 25-30 спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.

Ведущий1

 Пел и вне сцены – в кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.

Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие редких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения, бешеных ритмов, стремительных взлётов.

Открытый, душа на распашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.

Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.

 

( Звучит песня « Я не люблю» в исполнении Марии Слепцовой)

 

 Ведущий 1

Стихотворение  «Баллада о любви» прочтет Алена Гостюк

Ведущий 2

: Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересовала и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа. У Высоцкого неуемная энергия. Он много репетировал, писал. Мог работать сутками, не смыкая глаз, и при этом чувствовать себя, как рыба в воде, быть жизнерадостным, агрессивным, напористым. Драматург Эдуард Володарский вспоминает: «У этого человека была просто дьявольская работоспособность. Словно в один день своей жизни он умудрялся прожить 5, если не больше…»

Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивать их достоинства, он умел любить. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей имел «Высота». Он жил в быстром темпе. Был человеком сильной воли, увлекался альпинизмом. Пожалуй, в мирное время, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности. Именно там испытывается его дух и тело. Горы дали ему то, что требовал его характер. Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем сделал это Высоцкий в песнях, посвящённым горам.

 

(Звучит «Песня «Вершина» в исполнении Марии Слепцовой ).

Ведущий 1

Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом, он стал класть их на ритмическую основу. Сам он так говорил о своем творчестве: «…Это вообще не песня - это стихи, которые исполняются под гитару… Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне – текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»

Первые песни - дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, их ещё называют «блатными»… В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключённых… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики», нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?

Песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения «сверху». И расположились они не только на миллионах магнитофонных лент, но и в самом надежном хранилище – в людской памяти.

Ведущий 2

: Его не везде понимали, человека с набухшими жилами. Что его беспокоит? Зачем песне заниматься ненужными проблемами? Действительно, о чём можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость. Об этом он и пел. Главная тема всего творчества Высоцкого – поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им. Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к человеку предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками – соотношением в его душе добра и зла.

Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Добро, Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно изменить, приспособить в угоду кому- то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определённые ценности…

: Он мог воплотить свои чувства в предмет. Наибольшее воплощение нашёл этот дар в военных песнях В. Высоцкого. Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. Он считал, что в памяти народной должна остаться вечная память о погибших за отечество. Именно так появилась эта песня…

(Звучит песня «На братских могилах» в исполнении ___________________________________________)..

Ведущий 1

Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления - в столичном ли доме ученых, на Ленских приисках, в студенческих городках Нью-Йоркского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.

Тема войны – одна из главных в творчестве поэта. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. О войне он знал понаслышке, она была для него…»опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопомощи.

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет мальчишки, выпускника 80- года, погибшего в Афганистане. Под фотографией – знакомые до боли, обжигающие слова:

Тот же лес, тот же воздух

И та же вода,

Только он не вернулся из боя.

 

( Звучит песня «Он не вернулся из боя» в исполнении _______________________________________.)

 

Слова, не воевавшего Высоцкого – почему? Ведь песен о войне так много.

Может, потому, что ребята, находившиеся в Афганистане, выросли на Высоцком? Слушая его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. И он был им понятен. Он был честен.

 

( Ученик читает стихотворение «В темноте»).

Темнота впереди — подожди!
Там — стеною закаты багровые,
Встречный ветер, косые дожди
И дороги — дороги неровные.

Там — чужие слова,
там — дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.

Там проверка на прочность: бои,
И туманы, и ветры с прибоями.
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями.

Там — чужие слова,
там — дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.

Там и звуки, и краски не те,
Только — мне выбирать не приходится.
Очень нужен я там, в темноте…
Ничего! Распогодится!

Там — чужие слова,
там — дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.

 

Он пел о таких сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. На концертах В.Высоцкого увешанные медалями ветераны плакали. Песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники.

Высоцкий – это связь поколений. Его любимой песней была «Вставай, страна огромная…»

Это была песня его детства.

(Звучит песня «Вставай страна огромная!» )

Ведущий 2

Из его военных песен рвется правда. Слушая Высоцкого, споря о нём, по- разному его оценивая, мы очень многое запоминаем наизусть.

 

(Стихотворение « О земле».)

 

Кто сказал: «Всё сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя…».

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны зияют.

Обнажённые нервы земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет всё, переждёт,

Не записывай Землю в калеки.

Кто сказал, что Земля не поёт,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она,  стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время .

 

Ведущий 1

 В стихах Высоцкого о войне нет реальных врагов – не они нужны ему. А те, кто вышел с ними на бой. Высоцкий ощущал современную ему жизнь как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал своё отношение к Родине, к происходящему, обличал лицемерие, двуличие.

Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или иные песни, Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. Да, было много  гонителей его творчества. О нём при жизни не говорили, не писали, не выпускали дисков, книг. Он жил в «подполье». И это угнетало его, приходилось постоянно прорываться сквозь запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он всегда жил на взводе, на «лезвии ножа», «над пропастью». У Высоцкого был непростой характер.

А почему он должен быть простым?

Да, это сказалось на его личной жизни. Она была трудной и для него самого, и для близких, родных, любимых. Но он любил и был любим. Он знал, что такое любовь.

Ведущий 2

: Высоцкий очень любил свою Родину. Когда у него спросили: собирается ли он уехать за границу? Он ответил: «Уехать из России? Зачем? Я не диссидент. Я - артист. Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я – ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».

Ни для кого не секрет, что Высоцкий был болен алкоголизмом. Принимал наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:

Даже от песен стал уставать,

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

Чтобы не могли запеленговать.

Высоцкий в последние годы жил с постоянным чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, «что судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов, один за другим уходят из жизни близкие друзья – Евгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.

Мои друзья ушли сквозь решето.

Им всем досталась Лета или Прана.-

Естественною смертью – никто,

Всё – противоестественно и рано.

И всё- таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.

Мой путь один, всего один, ребята,

Мне выбора, по счастью не дано.

Ведущий1

И он спешил, хотел успеть сделать побольше:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Умолю вас вскачь не лететь!

Но что- то кони мне достались привередливые!

И дожить не успел, мне допеть не успеть…

В 1980 году Высоцкий умер. Смерть всегда приходит не вовремя, но с Высоцким она поступила слишком предательски. Но судьба, которая шире и больше его жизни, только ещё разворачивается.

 Когда Высоцкий умер, то о его смерти официально не было сообщено ни по телевизору, ни по радио, в то время в Москве шла олимпиада. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили его уход. Но хоронить пришла его вся Москва. Прощались с Высоцким на Таганке, где он и работал. Похоронен Владимир на Центральном кладбище. В свои 42 года он успел сделать много. Его жизнь подобна падающей звезде. Прошла быстро, но оставила огромный неизгладимый след.

В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами марса и Юпитера – Владимер Высоцкий. Она значится под № 2374 в Международном каталоге планет.

 Он был нужен тогда, он нужен сегодня.

Он недопел, недосказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказалось от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да.

И всё же он поёт.

И песни не дают нам жить спокойно.

 

Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «…приступить Государственную премию СССР 1987г. Высоцкому Владимиру Семёновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя » и авторское исполнение.

 Он был автором, певцом, поэтом. Он пропел и сказал много печального о времени и о себе, и он наградил нас – тех, кто с любовью собирал его песни, кто их слушал случайно из распахнутых окон, наградил нас подлинной поэзией, страстью и мужеством. Популярность Высоцкого сегодня очень велика .Неслучайно он однажды обронил фразу: «Я вернусь ещё…»

Много неясного в странной стране,

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки ползут по спине.

Если представить, что может случиться.

Если ты в борьбу не вступил с подлецом, с палачом.-

Значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём.

На Высоцкого можно было положиться, он всегда был «при чём».

Владимиру Высоцкому – самому высокому из нас.

(Ученик читает):

Хоть о камень башкою,

Хоть кричи – не кричи,

Я слышал такое

В июльской ночи-

Что в больничном вагоне

Недопев лучший стих,

После долгих агоний

Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели,

Хоть кричи – не кричи

Что же мы проглядели?

И друзья, врачи.

Я в бреду, как в тумане,

Вместо компаса злость,

Отчего у нас повелось.

Только явится парень

Неуемной души-

И сгорит, как Гагарин,

И замрёт, как Шукшин,

Как Есенин повиснет,

Как Вампилов нырнёт,

Словно, кто поразмыслив,

Стреляет их взлёт.

До свидания, тезка!

Я пропитан тобой-

Твоей рифмой хлесткой

И хлесткой судьбой.

Что там я, миллионы,

Точнее, народ,

Твои песни - знамена

По жизни несет.

Ты и совесть, и смелость,

И лиричность , и боль…

Чтоб и там тебе пелось

И, конечно, жилось.

В звоне струн, в ритме клавиш

Ты навеки речист,

До свиданья, товарищ

Народный артист!