Экологическая викторина «Тени в море!»
Ребята, сегодня у вас будет необычный урок, экологическая игра « Открываем тайны моря!». Где нас ждут приключения, открытия и даже испытания, преодолеть которые вам помогут ваши знания, смелость, ловкость и конечно дружба!.
Итак, мы сегодня вместе с вами
Побываем моряками,
Не секрет ни для кого
Моряком быть не легко:
Должен в море плыть он смело,
Должен знать морское дело,
С дисциплиною дружить
И смекалку проявить!
Ну, так что же, испугались,
или это не беда?
Вы готовы выйти в море?
Дети: отвечают хором: Да!
Я вам желаю хорошего плаванья. А по-морскому это звучит так: Семь футов под килем желаю я вам, Пускай корабли мчатся вдаль по волнам! ( звучит музыка « Пираты Карибского моря»- дети плывут, капитан держит штурвал). Ну, вот мы и в море
Итак, начнем, мои друзья,
И первое задание объявляю я.
Много на Земле морей
Назовите их скорей! ( дети называют название морей )
Море бывает разным
Черным бывает и Красным
Бывает море веселым
Чаще бывает соленым,
А я люблю синее море,
С ласковой, нежной волною
А вот загадки, для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!
« Загадки о морских обитателях»
А вы знаете , как появились морские обитатели?
Тогда послушайте одну легенду о Седне- хозяйке морей и морских животных
( наклеиваю изображение Седны на доску).
Легенда о Седне- хозяйке морей и морских животных.
Жила с отцом в одной деревушке девочка по имени Седна. Вместе с отцом она рыбачила в море. Однажды возвращаясь домой, море разбушевалось и грозило потопить их вместе с кораблем. Отец решает принести Седну в жертву морю и сбрасывает ее за борт корабля. Но Седна успевает ухватится руками за борт. Но отец отрубает ей пальцы, которые падая в море, превратились в разных морских
животных, а девочка опустилась на дно и превратилась в морское божество. Так по легенде появились морские обитатели.
Это очень грустная легенда, но мы продолжаем. Итак, первая загадка
1. Известен он во многих странах:
Живет в морях и океанах,
Ему не нужен тесный пруд,
Его второе имя- спрут.
Он может камня вид принять-
Умеет быстро цвет менять
У него есть 8 ног
Головоногий ( осьминог- наклеиваю на доску)
А еще у осьминога есть 3 сердца, 2 глаза похожих на человеческие, щупальцы которыми он ест крабов. При виде акул и дельфинов-это его враги он выпускает в воду струю чернил или отбрасывает одну из щупалец, оставляя его извиваться в зубах врага.
2 Море синее прекрасно
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не « хватанула»
Кровожадная ( акула-наклеиваю на доску)
Акула- одна из самых грозных хищниц. У нее шершавая кожа, похожая на наждачную бумагу. Она нападает на рыб, дельфинов и морских черепах, часто ломает зубы, которые тут же появляются. За свою жизнь акула может сменить несколько тысяч зубов.
3. На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь-наверно, спит.
5 ручек у звезды той естьЗвезда
руками может есть
И для нее рачок, креветка
Как будто для ребят конфетка!
Кто, это? ( морская звезда-наклеиваю на доску)
_
Морская звезда ест рачков, мидий, креветок и может как ящерица отбрасывать щупальцы, которые затем отрастают.
4. В день детеныш получает
300 литров молока,
И в длину он достигает
10 метров лишь пока.
Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море плавает и спит
Ну, а имя носит ( кит- наклеиваю на доску)
Это горбатый кит, он часто выпрыгивает из воды и со страшным грохотом падает обратно. Так он избавляется от мелких паразитов, которые поселились на его коже. Своих детенышей они кормят жирным молоком. И очень любят петь. Их мелодичные песни разносятся под водой на десятки километров.
Давайте послушаем как они поют.( включаю звук кита в море).
5. Студень прозрачный, беспозвоночный:
Мягкий и скользкий, очень непрочный.
Щупальца, тело водою налиты.
Есть беззащитные, есть ядовиты.
В море , при встрече, не нужен конфуз.
Лучше не трогать руками ( медуз- наклеиваю на доску).
У медуз нет глаз и ушей, но она отличает свет от тьмы и слышит гул приближающегося шторма. Щупальцами она ловит креветок и рыб и защищается от врагов.
6. Над морской звездой победу
Соревнуясь, одержал:
За минуту я 2 метра
На иголках пробежал.
Кто это( морской еж- наклеиваю на доску)
Морской еж очень похож на нашего ежика. Под иголками у него есть прозрачные ножки, с помощью которых он передвигается по дну и закапывается в песок. У него острые зубы, которыми он соскребает с камней водоросли.
7. Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают.
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
Разговаривать умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим- ( дельфины-наклеиваю на доску).
Это очень дружелюбные животные. Увидев корабль, они окружают его со всех сторон, и словно приветствуя моряков начинают высоко выпрыгивать из воды. Питаются рыбой, кальмарами. А еще они очень любят разговаривать. Давайте послушаем как они разговаривают ( Включаю звуки дельфинов).
8. В море синем, и в песочке,
Ты меня отыщешь точно.
Дом таскаю на себе,
И знакома я тебе.
Плавать я умею быстро,
Обожаю песок чистый.
В клетку на спине рубаха,
А зовусь я ( черепаха -наклеиваю на доску)
Морские черепахи всю жизнь проводят в воде. Лишь иногда, чтобы отложить яйца выходят на берег. По суше они передвигаются медленно, за то под водой плавают легко и грациозно. А еще они умеют плакать, с их слезами выходит накопившаяся в организме соль.
Молодцы! Вы очень хорошо отгадывали загадки. А мы продолжаем наши испытания дальше.
Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
Ты из квадратиков сложи
Кто движется в морской тени.
3Конкурс называется « Узнай по силуэту». (как только
прозвучит музыка, должны сложить из квадратиков морское животное и назвать его).
Итак, начали( звучит песня « Осьминожки — складывают фигурки)
1. Есть лошадка, что не пашет,
И го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве.
(Морской конек( наклеиваю на доску))
2. Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, 10 лап
Ну конечно, это краб.
(Краб ( наклеиваю на доску))
Знаете ли вы, какой главный танец у моряков?
Правильно, морской танец « Яблочко! »
А умеют ли вы танцевать -мы сейчас проверим.
( звучит музыка танец « Яблочко! , а дети танцуют).
Ребята, какие вы молодцы!
А на море- штиль! Тихо и спокойно, давайте выйдем на берег и немного прогуляемся, соберем красивые ракушки. Дети встаем и повторяем за мной движения.
4. Физминутка:
Над волнами чайки кружат( показываю на летящих чаек)
Полетим за ними дружно, ( машем руками)
Что там чудится в тумане( руки вытягиваем вперед)
Волны плещут в океане( изображаем волны руками)
Это мачты кораблей( руки тянем вверх)
Пусть плывут сюда скорей( машем руками приветствуя)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем( ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке( наклон вперед)
И сжимаем в кулаке( сжимаем кулак)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать( приседания).
А теперь ребятам дружно
Аппликацию придумать нужно
И в поделке рассказать:
Как дельфины в море плавают,
И плавают киты, И рыбки разноцветные необычной красоты.
Но прежде, чем ее сделать кто мне из моряков напомнит . Что такое
аппликация?
Правильно.
Аппликация-это способ создания определенного рисунка, путем наклеивания на фон деталей из ткани, ракушек и других материалов. А также не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
6. Вводный инструктаж по технике безопасности
Клеем мы детали не над работой, а на специальных термо-салфетках, а затем переносим их на фон. Клей прикрываем крышкой, чтобы он не пролился.
Руки вытираем салфетками.
Итак, начали.( звучит музыка « Разные моря», На морском дне лучше»)
А теперь тихо без забот
Организуем выставку ваших работ
7. Выставка и анализ детских творческих работ :
Какой красивый подводный мир получился у вас. Наше море ожило, благодаря вашей слаженной работе.
Молодцы!
Но известны морякам и беды моря
Их много, даже трудно сосчитать
Какие беды моря вы знаете?( ответы детей)
Давайте посмотрим какие же беды бывают у моря:
Первая беда :-это мусор на пляже, которые люди оставляют после отдыха, а животные думают, что это еда, едят и в итоге погибают( наклеиваю морского котика умершего от мусора на пляжах), бутылки и бочки с кораблей тоже сбрасывают в море ( наклеиваю на доску картинки морское дно засорено бутылками и бочка плывет по морю).
Вторая беда:-это сточные воды( наклеиваю картинку) , которые сливают в моря и от них гибнут осьминоги и морская рыба ( наклеиваю картинки).
Третья беда:-это браконьерство( наклеиваю на доску картинку) — массовый отлов крабов приводит к их исчезновению.
Четвертая беда:-это нефтяные пятна( наклеиваю на доску картинку). Танкеры везут в своих трюмах нефть, но нечайно наскакивают на подводную скалу и получают пробоину. Нефть разливается по воде скользкой пленкой и птицы из нее не могут вылетить и тоже погибают ( наклеиваю картинку).
И вот поэтому
Я предлагаю вам ребята
Призыв в защиту моря написать.
Чтоб берегли глубины моря,
Его растения, животный мир,
Чтоб человек разнообразие морское
Для будущих потомков сохранил.
(дети пишут на листах свои пожелания , призывы отом, как сберечь моря и животных в них)
Итак, начали( звучит музыка» Дорогою добра»)
Молодцы, ребята! Очень хорошие призывы вы сочинили.
Морские животные-беззащитны. Жизнь на планете Земля невозможна без них. Если они исчезнут, то исчезнет и красота нашей природы.
-Помните это! Не истребляйте, охраняйте и любите их.
Давайте будем к тому стремится,
Чтоб нас любили и морские животные и птиц( наклеиваю картинку на доску) И доверяли повсюду нам , как самым верным своим друзьям.( наклеиваю
картинку)
Учитесь любоваться красотой природы, будьте добры и милосердны не только к животным, но и к окружающим вас людям.
Ребята сегодня вам пришлось вынести нелегкие испытания. В этом
соревновании окрепла ваша дружба, взаимовыручка, сплоченность и отвага, которые помогли вам преодолеть все преграды. Желаю вам оставаться такими же дружными, смелыми, и находчивыми.
Семь футов под килем
Желала я вам,
И вот приближаемся
Мы к берегам.